Викторина 1 класс
«В каждой игре, - писал А.С.Макаренко, - есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли…..»
Уточнить знания детей по русскому языку
Выполнить мотивационно – побудительную функцию
Выполнить воспитательную функцию
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название «Викторина». Кто из вас может объяснить значение этого слова?
Ученик: Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети на них отвечают.
Ведущий: Точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку.
1. Разминка.
Сколько букв в русском алфавите? 33
Сколько гласных букв? 10
Сколько согласных букв? 21
Какие буквы не обозначают звуков? Ъ и ь
6.Из данных слов составьте другие слова.
Кобра (кора, роба, бок, бак, рак, рок, бар, бор, краб, бра)
7.Придумай слово, в котором звуков больше, чем букв.
Яма, елка, …….
8.Придумай слово, в котором букв больше, чем звуков.
Гусь, лось,……..
12.Раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов):
Рукой подать (близко)
Через час по чайной ложке (медленно)
Морочить голову (обманывать)
Во весь дух (быстро)
Прикусить язык (замолчать)
Сломя голову (очень быстро)
Подводим итог.
9. К словам подберите антонимы:
холодно – жарко
темно – светло
низко – высоко
грустно – весело
10. Назовите многозначные слова. (Коса, ключ, лисички.)
11. Подберите синонимы к словам:
ласковый – добрый
храбрый – смелый
умный – сообразительный
быстрый – скорый, шустрый
12. Составьте предложение из 4 слов.
(Мама пошла на работу.)
13. Назовите слова-предметы. (Школа, ученики.)
14. Назовите слова-признаки. (Хороший, большой.)
15. Назовите слова-действия. (Учит, играет.)
16. Какие знаки препинания стоят в конце предложения? (Точка,
19. Как пишутся имена? (C большой буквы.)
20. Как пишется начало предложения? (C большой буквы.)
21. Как пишутся в словах сочетания жи, ши? (C буквой и.)
24. Назовите вежливые слова.
В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия.
Они бывают разные
Гласные, согласные,
Звонкие, глухие,
Вот они какие? (Звуки)
Задание 4:
В слове 5 согласных и 2 гласных звука. Сколько в этом слове слогов? Запиши цифрой ___
- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
- Наша викторина завершается и я хочу, чтобы на прощание вы запомнили слова великого русского писателя И.С.Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
- До новых встреч, ребята!
Задание 1
Прочитайте слоги , а затем составьте из них слова.
КОЛОМО _____________________________
ТАЛЕН ____________________________
РОКОВА ________________________________
ГАКНИ _______________________________
БЯРЕТС ________________________________
Задание 2
Теперь нужно разобрать слово и собрать новое, как конструктор. Нельзя добавлять новые буквы.
КОНСТРУКТОР
………………………………………………………………………………….
Задание 3
Вставь подходящие по смыслу слова из предложенных: ВОЛК, ЛИСА, РЫБА, ОСЁЛ, ЗАЯЦ, ИНДЮК.
а) Труслив как _________________ г) Надут как __________________
б) Нем как ____________________ д) Голоден как ________________
в) Хитёр как ___________________ е) Упрям как _________________
Задание 4
Из букв каждой строчки составь слова и запиши их.
о,р,у,к ………………………
и,р,а,г ………………………
а,р,у,к ……………………….
к,а,л,о,ж …………………………
Задание 5.
Поставь в словах ударение и подели на слоги.
Гусеница, алфавит, ворота, библиотека.
Задание 6.
Подчеркни слова в которых все согласные мягкие.
Витя, сок, мяч стол.
Задание 7.
Образуй новые слова, добавь к данным первую букву.
…РОТ, …ЛЕНЬ, …ОВЦЫ, ...КОЛ,…ИТРЫ
Задание 8.
Из каждой строчки составьте и запишите предложение.
ребята, где ,были………………………………………………………..
ходили, в,они , зоопарк ………………………………………………..
Задание 9.
Выберите словосочетание, в котором слова употребляются в переносном смысле.
-
шёлковое платье
-
шёлковый платок
-
шёлковые волосы
-
шёлковая ткань
Задание 10.
Подчеркни слова, в котором не одинаковое количество звуков и букв.
Дом, конь, лес, юла, ребёнок, дверь, ель, добрая, лейка, пальто, куст.
Задание 11.
Отгадайте загадки. Запишите отгаданное слово.
1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Ответ: _________________________
2.Её носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда люди выходят из неё сухими.
Ответ: ___________________
3.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Ответ: ___________________
Задание 12.
Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши -………………………………………….
Рвать на себе волосы - ……………………………………
Клевать носом- …………………………………………..
Чесать языки- ………………………………………….
Спустя рукава- ……………………………………………
Зарубить на носу- ……………………………………….
Ломать голову- ………………………………………….
Задание 13.
Отгадай ребусы.
ПО2Л (…………………….), ВИ3НА (………………………………).
Задание 14.
Загадки-шутки.
1) Как записать четырьмя буквами «сухая трава»? ………………………….
2) Какую ноту кладут в приготовленную пищу? ……………………………..
Задание 15.
В каждом ряду слов найди лишнее понятие и подчеркни его:
1.Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
2.Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша.
3.Футбол, волейбол, плавание, хоккей, баскетбол.
Задание 15.
Закончите начатые пословицы, соберите их из частей.
Век живи… ________________________________________________________
Жизнь дана… _______________________________________________________
Дружба – дружбой, а… _______________________________________________
Воспользуйтесь помощью:
(свой лучше) (дурная по свету бежит) (служба – службой)
(на добрые дела) (большой ссоры) (век учись)
Задание 16.
Назови одним словом:
1)Богатый человек ______________________________
2)В час по чайной ложке ______________________________
3)Весёлый человек ____________________________________
4)Сильный человек ____________________________________
5)Повесить нос ______________________________________
6)Бить баклуши __________________________________________
|