Воспитание начинается с семьи. Памятка для родителей.
Цель: Роль семьи в формировании личности ребёнка.
В наши дни родителями быть дорого и трудно. Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в современном обществе. Главный вопрос, стоящий перед ними:
- как прожить;
- во что одеть и обуть детей;
- как их выучить и вылечить.
Всё это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.
При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность.
Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.
Более того, учёные считают, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления.
Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.
Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Родительская любовь с одной стороны, доверие ребёнка к родителям – с другой, создают совершенно особые условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей.
Эпиграфом нашего собрания будут слова персидского поэта, который жил в 13 веке:
Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит.(слайд 2)
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.
Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.
Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому,
родители пример тому!
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб,
пусть помнит,
Что с лихвой получит он всё то,
чему их учит.
Теперь вести себя прилично
не в моде стало, И обычно,
и женский пол себя позоря,
стал самословить в разговоре.
Мужья - пример для жён своих,
и дети учатся у них.
Когда родители умны
и добродетельно скромны,
то благонравны и сыны!
Коль видят нас и слышат дети:
мы за слова свои в ответе!
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом.
2.Тест «Какие мы родители»(слайд 3-4)
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
- Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
- Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
- Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
- Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
- Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
- Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем –либо своего ребенка?
- Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подождите, пока я закончу работу»?
Ключ к тесту. За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0 баллов. (слайд 5)
Менее 6 баллов. (слайд 6)
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 баллов.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 баллов.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли ещё кое-что немного улучшить?
3.
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: (слайд 9)
- Любовь умиления,
- Любовь деспотичная,
- Любовь откупа.
Любовь умиления (слайд 10)
Любовь умиления – это самое печальное. Что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда напрашиваются слова – куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой шаг и к чему он может привести.
Любовь умиления развращает душу ребёнка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери и отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живёт на свете, существует.
Дети – радость нашей жизни, мы живём и трудимся во имя счастья детей. Всё это – бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчёркивающую эту мысль, - это значит развращать детей.
Любовь деспотическая(слайд 11)
Есть ещё одна разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.
Одна из газет опубликовала письмо 16-летнего юноши-десятиклассника одной из школ Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома всё, что надо делать для помощи родителям, - моет посуду, полы, чистит одежду и обувь всей семье. «Родители одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…».
Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал.
Гнусный деспотизм невежественных родителей, - это одна из причин, что у ребёнка с малых лет извращается о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков. Маленький человек ожесточается.
Был сын маленьким мальчиком – был добрым, послушным; стал подростком – стал грубым, своенравным. Почему так происходит?
Причина этого явления – в неумении родителей пользоваться своей властью над ребёнком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет.
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его , не злоупотребляйте своей властью. Помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, их душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Любовь откупа(слайд 12)
Ещё одна разновидность родительской любви – это любовь откупа.
Есть отцы, искренне убеждённые в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребёнок одет, обут, сыт, здоров, у него есть всё необходимое для учёбы – что же вам ещё надо?
Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться.
Мы имеем дело с небольшим числом отцов – людей, страдающих неизлечимым пороком – нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной близости, таких людей намного меньше.
Но если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, то дети растут в атмосфере духовной пустоты и убожества. Если детям не знакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего, ласка, участливость, сострадание, милосердие, то такие дети вырастут, скорее всего. Эмоционально невежественными людьми.
Действительно, детей учит то, что их окружает.(слайд 13-14)
- Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребёнку бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
- Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
- Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.
- Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?
Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи». (слайд 15 – 16)
Помните: (слайд 17)
Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.
Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
Верная указка не кулак, а ласка.
Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын всегда шатун.
Хорошему надо учиться года, а плохому и часа хватит.
И закончить наше сегодняшнее собрание хочется стихотворением: (слайд 18 - 19)
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Литература:
1.Родительские собрания в начальной школе: Часть I, II /сост. Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
2.Кавашкина О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребёнка. /Начальная школа.
3.Миллер В.С. Как по-настоящему любить ребёнка. /Классный руководитель.
Методика рисунка «Моя семья»
Цель: выявит отношение ребёнка к членам семьи, семейным делам и то, как он определяет своё место в семье.
Анализ детских рисунков «Моя семья». В первую очередь учитываются:
- содержательные аспекты (анализ структуры рисунка семьи, отдельных её членов);
- различие стилей рисования (количество деталей, цвета);
- анализ процесса рисования (последовательность, затраченное время, комментарии).
Примерная схема интерпретации:
- Ребёнок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи часто указывает на стиль взаимоотношений. Так, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные предметы, которые служат как бы преградой между ними. Нередко можно увидеть, что отец сидит, спрятавшись за газету, около телевизора, мать чаще на кухне;
- Общая деятельность семьи (все читают, делают уборку, мастеря), как правило, свидетельствует о благоприятных семейных отношениях. Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребёнка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей, - это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребёнка, его тревожном состоянии;
- Считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека. И наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой, стиранием;
- Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребёнок рисует младшего брата очень большим, даже больше родителей, - это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье. Иногда можно наблюдать, как рисунок совмещает в себе различные стили. Чаще рисовать начинают с того, к кому лучше относится художник.
|