Классный час в 4 «Д» классе.
Тема: "Поговорим о вежливости"
Цели урока:
1.Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях.
2. Учить уместно употреблять вежливые слова,
3. Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу.
4.Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
– Какие средства общения вы знаете?
– Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.
– Улыбнитесь друг другу.
– Улыбнитесь мне.
– Как стало на душе? (Радостно)
II . Введение в тему классного часа.
Восточная мудрость.
Вежливость- это монета, которая ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие.
-Как понимаем эти слова?
-Как вы думаете , о чём пойдет речь на классном часе?
-Давайте определим тему нашего урока.
-Давайте с вами сегодня поговорим о вежливости.
III. Постановка учебной задачи
Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
2. Анализ стихотворения.
-Как можно назвать такого мальчика?
-Почему он так себя ведет? ( – Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.
– Он всем грубил, так как был избалованным.
–Он стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.
– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.)
Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.
-А чем мы можем ему помочь?
-Были ли у вас такие ситуации?
-Зачем нам нужно быть вежливыми? (поднимает настроение людей, облегчает им жизнь)
-В каких произведениях упоминается о вежливости?
IV. Открытие детьми нового знания
-Какого человека можно назвать вежливым? (Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.
-Вежливый человек - учтивый, внимательный, с ним легко установить и поддержать контакт, старается не причинять неприятностей, не оскорбляет ни словом, ни делом, а делают так, чтобы людям, которые окружают вас, было приятно, удобно – хорошо.)
-Как образовалось слово «вежливый»? (подготовка детьми)
Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.
Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
-Что такое вежливость? Вежливость – это вежливая речь, вежливые поступки)
– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?
– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?
– Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.) – Почему?
– Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?
– Как их нужно употреблять? (Правильно.)
V. Первичное закрепление
-Кто умеет правильно употреблять волшебные слова? Сейчас проверим.
-Изобразите на лице огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “раз” и согнали грустное настроение и показали радость.
1. Попросить карандаш. (отдай тому кто вежливее попросил)
2. Поздороваться. ( с другом , с учителем)
3. Ученик потерял телефон. Ваши действия.
4. Ты наступил ученику на ногу. Ваши действия.
- Я очень рада, что вы знаете вежливые слова и умеете их применять. Прочитаем их еще раз.
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Я сказала, руки вперед!
Садитесь, пожалуйста!
VI. Самостоятельная работа в парах.
· – подобрать синонимы к слову вежливый
· – подобрать антонимы
учтивый
заботливый
уважительный
обходительный
предупредительный
любезный
галантный
порядочный
доброжелательный
тактичный
|
Дерзкий
Грубый
Некультурный
Невоспитанный
|
VII. Ситуации:
1). Инсценирование (подготовлено заранее)
-Алло. Это кто?
-Маша.
-Какая Маша? А Ирина где?
Учитель А теперь послушайте другой диалог.
-Алло.
-Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?
- Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?
- Меня зовут Катя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонила.
- Хорошо.
- До свидания.
- Всего доброго, Катя.
Учитель
-Какой диалог вам понравился больше? Почему?
Вспомним правила общения по телефону.
(Индивидуальное сообщение ученика)
1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».
2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.
3. Не забудьте представиться.
4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.
5. Ясно излагайте цель своего звонка.
6. Не занимайте телефон надолго.
Учитель
Составьте свой диалог по телефону.
Вы позвонили другу, но ошиблись номером.
2) Послушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” (Читают подготовленные дети)
Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старушке.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
Ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – То есть сами
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
- О каких манерах и привычках вы услышали?
VIII. Итог урока
-Считаете ли вы себя вежливым человеком? Тест.
7-8 «да»- вы вежливы
5-6 «да»- вы стараетесь быть вежливым, но ещё нужно подучиться
1-4 «да»-ещё многому нужно научиться
IX. Рефлексия.
– А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку вашей работы на нашем занятии.
1 – я все понял, доволен, стал воспитанее, готов продолжить дальше;
2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;
3 – я ничего не понял, не доволен.
– Прикрепите бумажные ягоды на дерево вежливости, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.
Вежливые слова – поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием.
|